I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней оценке качества дошкольного образования (далее – Положение) определяет цели, задачи и порядок оценки качества образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Алтарикского детского сад «Колокольчик» (далее-Учреждение).
II.Основные цели, задачи, предметоценки качества
дошкольного образования Учреждения.
2.1.Целью оценки качества образованияв Учрежденииявляетсяустановление степени соответствия измеряемых условий эталону как общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
2.2.Задачамиоценки качества образования Учреждения являются:
2.2.1. Получение объективной информации об уровне и тенденциях развития образовательной деятельности.
2.2.2. Анализ полученной информации о состоянии измеряемых условий и динамики его развития по показателям качества образования.
2.2.3. Предоставление всем участникам образовательных отношений достоверной информации о качестве образования.
2.2.4. Прогнозирование развития ДОО.
2.2.5 Принятие своевременных и обоснованных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности.
2.3. Предметом оценки качества образования в Учреждении являются условия: финансовые, материально-технические, кадровые, психолого-педагогические, развивающая предметно-пространственная среда, оценка качества образовательных программ дошкольного образования, реализуемых в ДОУ.
III. Основные показатели, критерии процедуры оценки качества
дошкольного образования Учреждения.
3.1. Процедура оценки психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Учреждении осуществляется на основе следующих показателей:
- характер взаимодействия сотрудников с детьми
- наличие возможностей для социально-личностного развития ребенка в процессе организации различных видов детской деятельности
- наличие возможностей для развития игровой деятельности
3.1.1. Основными критериями оценки психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения являются:
– особенности организации игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– особенности организации коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– особенности организации познавательно-исследовательской деятельности (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),
– особенности организации целенаправленного восприятия художественной литературы и фольклора,
– особенности формирования навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице),
– особенности формирования навыков конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– особенности организации изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация),
– особенности организации музыкальной деятельности (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– особенности организации двигательной деятельности (овладение основными движениями),
- особенности организации коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество,
- наличие в образовательной деятельности традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей,
- наличие условий и возможностей для развивающего оценивания достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей.
3.2.Процедура оценки развивающей предметно-пространственной среды для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Учреждении осуществляется на основе следующих показателей:
- насыщенность предметно-пространственной среды
- трансформируемость пространства
- полифункциональность игровых материалов
- вариативность предметно-пространственной среды
- доступность предметно-пространственной среды
- безопасность предметно-пространственной среды
3.2.1.Основными критериями оценки развивающей предметно-пространственной среды реализации основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения являются:
- организация среды в ДОО обеспечивает реализацию основной образовательной программы
- развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует возрасту детей
- в ДОО обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
- предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей
- предметно-пространственная среда в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей (имеются индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; оборудованы уголки уединения и уютные зоны отдыха; экспонируются фотографии ребенка и его семьи; в групповых и других помещениях, на лестничных пролетах, в проходах, холлах организованы выставки с поделками детей и пр.)
- предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для развития игровой деятельности детей
- предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для познавательного развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей - книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, «живой уголок» и др.)
- предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей (помещения ДОО и участок оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей)
- предметно-пространственная развивающая среда ДОО является трансформируемой т.е. может меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей
- предметно-пространственная развивающая среда ДОО является полифункциональной
- предметно-пространственная развивающая среда ДОО является вариативной
- в ДОО созданы условия для информатизации образовательного процесса (для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.; для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы; для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т.п.)
- предметно-пространственная среда ДОО и ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности
3.3.Процедура оценки кадровых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Учреждении осуществляется на основе следующих показателей:
- квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала
- должностной состав реализации ООП ДО
- количественный состав реализации ООП ДО
- компетенции педагогических работников
3.3.1.Основными критериями оценки кадровых условийреализации основной образовательной программы дошкольного образования в Учреждении являются:
- соответствие квалификации педагогических работников требованиям, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
- соответствие квалификации учебно-вспомогательного персонала требованиям, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
- соответствие должностей педагогических работников содержанию ООП ДО
- профильная направленность квалификации педагогических работников в соответствии с занимающей должностью
- отсутствие вакансий;
- способность педагогических работников обеспечивать эмоциональное благополучие детей
- способность педагогических работников обеспечивать поддержку индивидуальности и инициативы детей
- способность педагогических работников устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях
- способность педагогических работников к построению вариативного образования, ориентированного на индивидуальные особенности развития детей
- способность педагогических работников к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников.
3.4. Процедура оценки материально-технических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Учреждении осуществляется на основе следующих показателей:
- средства обучения и воспитания детей
- учебно-методическое обеспечение ООП ДО
- материально-техническое обеспечение ООП ДО
- предметно-пространственная среда
3.4.1.Основными критериями оценки материально-технических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Учреждении являются:
- соответствие средств обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям развития детей
- обеспеченность ООП ДО учебно-методическими комплектами, оборудованием, специальным оснащением;
- соответствие материально-технических условий требованиям пожарной безопасности
- соответствие материально-технических условий требованиям СанПин
- соответствие предметно-пространственной среды требованиям ООП ДО
3.5. Процедура оценки финансовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Учреждении осуществляется на основе следующих показателей:
- норматив обеспечения реализации ООП ДО
- структура и объем расходов, необходимый на реализацию ООП ДО
- вариативность расходов в связи со спецификой контингента детей
3.5.1.Основными критериями обеспечения финансовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Учреждении являются:
- фактический объем расходов на реализацию ООП ДО
- структура и объем расходов на реализацию ООП ДО по факту
- дополнительные расходы в связи с вариативностью расходов в связи со спецификой контингента детей
- объем привлечения финансов на реализацию ООП ДО
IV. Организация процедуры оценки качества
дошкольного образования в Учреждении.
4.1. Процедура оценки психолого-педагогических условий дляреализации основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения включает:
- наблюдение за организацией образовательной деятельности в ОО со стороны педагогических работников
- фиксация результатов наблюдений в оценочных листах с уточнением степени проявления наблюдаемых явлений (балльная оценка) (Приложение 1)
- наблюдение за процессом взаимодействия всех участников образовательных отношений
4.2. Процедура оценки предметно-пространственной развивающей среды реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает:
- наблюдение за организацией образовательной деятельности в ОО со стороны педагогических работников
- мониторинг качества организации развивающей предметно-пространственной среды (с фиксацией изменений в баллах) (Приложение 2)
4.3.Процедура оценкикадровых условий дляреализации основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения включает:
- мониторинг уровня квалификации педагогических работников
- мониторинг уровня квалификации учебно-вспомогательного персонала
- мониторинг проявления профессиональных компетенций сотрудников в процессе реализации задач ООП ДО
4.4. Процедура оценки материально-технических условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения включает:
- мониторинг средства обучения и воспитания детей
- мониторингучебно-методического обеспечения ООП ДО
- мониторингматериально-технического обеспечения ООП ДО
4.5.Процедура оценки финансовых условийдляреализации основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения включает:
- мониторинг структуры и объема расходов, затраченных на реализацию ООП ДО
- мониторинг привлечения финансов на реализацию ООП ДО
V. Результатыпроцедуры внутренней оценки качества образования.
5.1.Материалы процедуры внутренней оценки качества образования хранятся в информационном банке Учреждения в течении трех лет.
5.2. Результаты процедуры внутренней оценки качества образования представляются в материалах самообследования Учреждения и размещаются на официальном сайте в сети интернет.