Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

информационно-образовательные ресурсы


Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
 
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width=

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Вход

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

         В статье рассматривается вопросы педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания дошкольников, раскрываются основные подходы к понятию «педагогическая поддержка», выделяются условия организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

 

       Ключевые слова:  семейное воспитание, поддержка, педагогическая поддержка, семья, взаимодействие, педагогическая культура родителей.

 

Семейное воспитание традиционно рассматривается как основа процесса развития личности. Эффективность семейного воспитания во многом зависит и тот того, как организовано взаимодействие с семьей самых первых социальных институтов, в частности дошкольных учреждений.

        Вопросам просвещения родителей в вопросах воспитания уделяют внимание в своих работах многие исследователи: И.И. Осипова,  О.М. Потаповская  и др. [7,8]. Они отмечают, что необходимо развивать образовательный и воспитательный потенциал семьи на основе поддержки.

        Сущность понятия «поддержка» раскрыто в работе О.С. Газмана [4]. Он рассматривает ее как деятельность профессионалов – представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем. Понятие «поддержка семьи» представляет собой, по мнению Ю.В. Замятиной, содействие в духовном становлении ребенка, признание его самоценности, развитие индивидуальных компенсаторных возможностей в образовательном пространстве [6].

         Исследователь О.С. Бажанова, акцентирует внимание в данном понятии на помощь в развитии воспитательных отношений семьи, путем создания условий для самоопределения в них. Этому способствует ценностно-смысловой, познавательный и поведенческий опыт [3].

         В подходе  М.А. Тарасова  поддержка семьи рассматривается как  специальная деятельность педагога по созданию и реализации педагогических условий, способствующих развитию у воспитанников ценностных ориентаций, познавательных процессов, совершенствования  навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми, влияние педагога на взаимоотношения ребенка в социальной микросреде [9].

         Как педагогическую гуманную технологию поддержку семьи представляет Н.Н. Абашина. Данная технология, по мнению автора, выражается в  оказании предупреждающей помощи детям в решении  их личностных проблем, связанных с общением, на основе проявления заботы, уважения, доверия [1].

          Таким образом, педагогическая  поддержка семьи  - это система оказания помощи родителям в решении проблем воспитания, путем формирования у них  необходимых знаний, умений и навыков.

По мнению Е.С. Евдокимовой, взаимодействие педагогов с семьями воспитанников происходит через организацию различных видов совместной деятельности, а также через их активное общение [5].

Автор указывает, что в разных типах дошкольных образовательных организациях взаимодействие педагогов и семей воспитанников имеет свои особенности. Особенности взаимодействие педагогов и семей воспитанников также зависят от специфики деятельности педагогического коллектива. Однако, для педагогов дошкольных образовательных организаций любого типа основными задачами взаимодействия с родителями воспитанников являются:

- формирование активной педагогической позиции у родителей;

- формирование их педагогической культуры [5].

И.И. Осипова говорит о том, что для организации эффективного взаимодействия между педагогами и родителями воспитанников, оно должно основываться на: взаимном доверии, партнерской позиции, равенстве сторон,  доброжелательности, уважении [7].

По мнению автора, педагоги, в первую очередь должны направлять свои усилия на  развитие у семей воспитанников:

- интереса к процессу воспитания своих детей;

- стремления добиться в этом процессе успеха;

- стремления принимать активное участие в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом;

- уверенности в своих силах [7].

Для организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, педагоги должны учитывать в данном процессе:

- наличие различий в воспитании детей в каждой отдельной семье;

- особенности общения, отношений между родителями и детьми в каждой семье;

- особенности педагогической и психологической просвещенности родителей детей, которые посещают их группу. Т.е., в процессе взаимодействия с семьями воспитанников педагоги должны обеспечивать индивидуальный подход.

Е.С. Евдокимова обращает внимание на то, что огромное влияние на эффективность взаимодействия педагогов детских садов и семей воспитанников оказывает имеющийся у родителей уровень педагогической культуры, который включает в себя:

- степень осознания родителями воспитанников целей воспитания;

- степень совпадения представлений о целях воспитания родителей и педагогического коллектива детского сада [5].

В процессе взаимодействия с родителями воспитанников педагоги детского сада в целях формирования у них педагогической культуры должны учить их:

- педагогическому такту;

- проявлять чуткость, справедливость в ходе взаимодействия с детьми;

- проявлять требовательность по отношению  к своим детям в разумной степени;

- быть наблюдательными;

- умению прогнозировать развитие своих детей.

Е.С. Евдокимова выделяет на существование ряда условий, которые необходимо соблюдать педагогам дошкольных образовательных организаций для успешного осуществления взаимодействия с семьями воспитанников. В частности, автор называет такие условия как:

- наличие готовности у самих педагогов к взаимодействию с семьями воспитанников;

- наличие стремления у родителей осуществлять воспитание своих детей совместно с педагогами детского сада;

- совместное формулирование задач воспитания и развития детей, которые будут решаться в ходе взаимодействия педагогов и родителей;

- разработка содержания этого взаимодействия с  учетом индивидуальных и возрастных  особенностей дошкольников;

- создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие дошкольной организации и семей воспитанников [5].

Таким образом, педагогическая поддержка семьи является одним из ключевых направлений взаимодействия семьи и ДОУ. Ее эффективность зависит от многих факторов: профессиональной компетентности педагогов, активности родителей, умения взаимодействовать и т.д..  Такое педагогическое сотрудничество родителей и педагогов в условиях современного образовательного учреждения закономерно будет становиться важным условием преодоления функциональной ограниченности родительского взаимодействия с ребёнком, которые сегодня являются одной из главных причин деформации межличностных связей, падения престижа материнства и отцовства в российском обществе.

 

Библиографический список

 

1.       Абашина Н.Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2009. 27 с.

2.       Анненкова Н.В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной политики  // Известия Рос. гос. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 12 (91). С. 64-70.

3.        Бажанова О.С. Системный подход к организации педагогической поддержки семьи нетипичного ребёнка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2003. 21 с.

4.       Газман О. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: концепция проектирования // Директор школы. – 2007.  № 3 (118).  С. 10–16.

5.       Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.  М.: ТЦ Сфера, 2008.  96 с.

6.       Замятина Ю. В. Педагогическая поддержка личностного развития детей с ограниченными возможностями (дошкольный и младший школьный возраст): автореф.  дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 18 с.

7.       Осипова И.И. Профессиональное сопровождение семьи // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования.  2011. № 1. С. 86–98.

8.       Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи  в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Планета 2000, 2003.  52 с.

9.       Тарасов М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2006. 23 с.


                                                  «Доброта – это солнце,

                                                                  которое согревает душу человека.

     Все хорошее в природе – от солнца,

                                                      а все лучшее от человека».

                                                                                                      К.Паустовский

    Свое эссе я хочу начать со слов К.Паустовского. Действительно, доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Каждый человек нуждается в добром отношении к нему, но и сам человек должен делать добро во благо другим. Педагог дошкольного учреждения должен обладать этим качеством, чтобы воспитывать доброту в детях. Стать примером для своих воспитанников. Задача воспитателя, и в первую очередь родителей состоит в том, чтобы воспитывать у дошкольников потребность совершать добрые поступки с самого раннего возраста.

     С течением времени ребенок постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому так важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. Источником развития доброты у ребенка выступают взаимоотношения с близкими людьми. Работая в детском саду, я вижу как  важно для ребенка, чтобы относились к нему ласково, как радуется, когда говоришь добрые  слова. Ребенок должен знать, что такое быть добрым, честным. Дошкольники должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть? Поступать так, а не иначе. Приучая детей, раздумывать над поступками, я развиваю их сознание. Для этого я использую в своей работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащаю речь такими словами, как «добрый», «отзывчивый», провожу познавательные занятия. Приучаю заботиться о близких людях, животных, растениях. Быть внимательным к людям, которые нас окружают – это и есть проявление доброты. Конечно, в воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к ко всему доброму, светлому. И это добро должно исходить от родителей. Дети чувствуют во взрослом доброго, ласкового человека.

     Я хочу закончить свою беседу такими словами: Мы - взрослые, пример для подражания детям, с раннего детства дети « копируют» все наши дела и поступки. Поэтому нужно относиться к ребенку с теплом и заботой, дарить им радость и счастье. Такая будет и отдача!